IPO — выход компании на фондовый рынок
IPO - Первичное публичное размещение
- Анг. Initial Public Offering — выход компании на фондовый рынок, первая публичная продажа ценных бумаг (акций) публичного акционерного общества (ПАО) неограниченному кругу частных инвесторов и юридических лиц.
Для чего компаниям IPO
Проводя IPO с выходом на фондовый рынок, следовательно, становясь публичными акционерными обществами) компании обычно преследуют несколько основных целей:
- Проведение IPO позволяет компании привлечь на развитие бизнеса дополнительный капитал гораздо большего круга инвесторов.
- После проведения IPO резко повышается ликвидность капитала компании, появляются дополнительные возможности финансирования. Банковские кредиты, например, гораздо легче выдаются под залог ценных бумаг публичных компаний.
- Наличие акций, торгуемых на свободном фондовом рынке, дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может являться критерием оценки деятельности менеджеров и — элементом их мотивации, или ориентир для сделок слияния и поглощения.
- Учредители компании получают возможность капитализировать будущие доходы компании, продав часть своих акций.
- Для российских компаний проведение IPO с привлечением большого количества инвесторов может служить дополнительной защитой от рейдерских захватов и противоправных действий госчиновников.
Этапы проведения IPO
Обычно подготовка и проведение IPO включает в себя несколько этапов:
Предварительный этап
- Анализ финансового положения компании, её активов, организационной структуры, информационной прозрачности, уровня корпоративного управления и другх аспектов деятельности компании.
- Объективная оценка стоимости компании с привлечением независимых аудиторов.
- Определение стратегических и тактических целей IPO на организационной встрече собственников и топ-менеджеров компании, независимых аудиторов, юридических консультантов, представителей инвестиционных банков и андеррайтеров.
Подготовительный этап
- Подбор команды (инвестиционные и юридические компании / консультанты, брокеры, андеррайтеры) и выбор торговой площадки для проведения IPO;
- Проведение маркетинговых исследований, выбор оптимальной стратегии поиска и привлечения инвесторов, определение наилучшего времени и площадки для первого размещения акций компании;
- Согласование плана действий и конфигурации IPO;
- Проведение формальных процедур (осуществление акционерами преимущественного права на приобретение акций компании, выпуск проспекта ценных бумаг...);
- Выпуск Инвестиционного меморандума, содержащего информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (количество акций, цена 1 акции, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
- Подготовка Проспекта эмиссии, официального документа, раскрывающего для потенциальных инвесторов основные экономические параметры, перспективы развития и дивидентную политику компании-эмитента после IPO.
- Проведение рекламной кампании с привлечением коммуникационных агентств для повышения интереса потенциальных инвесторов к новым ценным бумагам...
Основной этап
- Регистрация на бирже, в Центробанре и прочих госорганах. Компания-эмитент подаёт пакет учредительных документов, заявление, решение о выпуске, проспект эмиссии, инвестиционный меморандум и прочие документы, в соответствии с законодательством и стандартами эмиссии.
- Определение "справедливой" цены и возможного диапазона цен на акции разными методами.
- Подписание соглашений с андеррайтерами, установление размеров комиссии, внесение в проспект эмиссии последних поправок по ценам, и сумме поступлений в бюджет компании-эмитента от IPO.
- Сбор и удовлетворение заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг.
Завершающий этап
- Подведение итогов IPO.
Отчёт по итогам выпуска предоставлятся компанией-эмитентом в Центробанк в месячный срок.